Экспозиция сакрального искусства в новом музейном зале наглядно показывает традицию глорифификации и увековечивания личности в западной и восточной традициях.
Новую экспозицию "Персона, мемориум, сакрум в искусстве XVI–XIX веков" открыли в отреставрированной часовне святой Анны на территории Музея-заповедника "Олесский замок". Об этом сообщает администрация Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого на официальной странице в Facebook.
"Это небольшое экспозиционное помещение, но этот зал является важным дополнением музея и рассказывает о многих тайнах увековечения памяти в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве", – отметил директор Львовской национальной галереи Тарас Возняк в комментарии "Укринформу".
Создание часовни в Олесском замке датируется 1441 годом, когда владельцем твердыни был Ян из Сенна, потомков которого именовали Олескими. На протяжении веков церковь в замке претерпевала значительные изменения и реставрации, приходила в упадок, а впоследствии снова обогащалась. Очевидцы тех времен отмечали, что алтарь был покрыт листовым золотом, пол – из мрамора и камня, а стены – декорированы фресками.
После восстановления замка и создания музея часовня была закрыта для посетителей. Сейчас здесь сделали ремонт и открыли новую экспозицию "Персона, мемориум, сакрум в искусстве XVI–XIX веков".
"Музейные экспонаты в сакральном пространстве замковой часовни святой Анны визуализируют эволюцию представлений о личности и раскрывают образно-пластические и стилистические особенности увековечивания памяти о ней в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве", – рассказали в администрации.
Украшением часовни является парное надгробие XVI века Анны Сенявской и ее маленького сына, выполненное в стиле Возрождения Германом ван Гутте. Возле нее, на стенах – натрунные портреты, которые были неотъемлемой составляющей погребальных процессов во времена Речи Посполитой.
"Изюминкой" зала стал встроенный в стену резервуар для святой воды в форме раковины с картушем в виде головы быка.
"Это своего рода, уникальный церковный "аппарат". Его функция состоит в том, что перед литургией и освящением вина и хлеба, которые превращаются в кровь и тело Христа, для причастия, священник омывает руки. Он вырезан из дерева и датируется XVIII веком, привезен из костела в Белом Камне. В те времена это село принадлежало княжескому роду Вишневецких, поэтому голова быка – это элемент родовой геральдики", – отметил заведующий отделом Музей-заповедник "Олесский замок" Борис Шенгер.
После открытия часовни святой Анны для журналистов и собравшихся провели экскурсию по обновленным экспозиционным залам замка.
Фото: facebook.com/lvivartgallery
Нову експозицію "Персона, меморіум, сакрум у мистецтві XVІ–ХІХ століть" відкрили у відреставрованій каплиці святої Анни на території Музею-заповідника "Олеський замок". Про це повідомляє адміністрація Львівської національної галереї мистецтв імені Бориса Возницького на офіційній сторінці у Facebook.
"Це невелике експозиційне приміщення, але ця зала є важливим доповненням музею та розповідає багато таємниць увіковічнення пам’яті в образотворчому і декоративно-ужитковому мистецтві", – зазначив директор Львівської національної галереї Тарас Возняк у коментарі "Укрінформу".
Створення каплиці в Олеському замку датується 1441 роком, коли власником твердині був Ян із Сенна, нащадків якого іменували Олеськими. Впродовж століть церква в замку зазнавала значних змін та реставрації, занепадала, а згодом знову збагачувалася. Очевидці тих часів зазначали, що вівтар був покритий листовим золотом, підлога – з мармуру і каменю, а стіни – декоровані фресками.
Після відновлення замку та створення музею, каплиця була закрита для відвідувачів. Зараз тут зробили ремонт і відкрили нову експозицію "Персона, меморіум, сакрум у мистецтві XVІ–ХІХ століть".
"Музейні пам’ятки в сакральному просторі замкової каплиці святої Анни візуалізують еволюцію уявлень про особу та розкривають образно-пластичні й стилістичні особливості увічнення пам’яті про неї в образотворчому і декоративно-ужитковому мистецтві", – розповіли в адміністрації.
Окрасою каплиці є парний нагробок ХVІ століття Анни Сенявської та її маленького сина, який виконав у стилі Відродження Герман ван Гутте. Біля неї, на стінах – натрунні портрети, які були невід’ємною складовою поховальних процесів у часи Речі Посполитої.
"Родзинкою" залу став вмонтований у стіну резервуар для святої води у формі мушлі з картушем у вигляді голови бика.
"Це свого роду, унікальний церковний "апарат". Його функція полягає в тому, що перед літургією та освяченням вина та хлібу, які перетворюються в кров та тіло Христа, для причастя, священник омиває руки. Він вирізьблений з дерева та датується XVIII століттям, привезений із костелу в Білому Камені. В ті часи це село належало князівському роду Вишневецьких, тому голова бика – це елемент родової геральдики. Наші реставратори працювали понад півроку над відновленням цього експонату, і зараз ми пишаємося, що все вдалося", – зазначив завідувач відділу "Музей-заповідник "Олеський замок" Борис Шенгера.
Опісля відкриття каплиці святой Анни для журналістів та присутніх провели екскурсію оновленими експозиційними залами замку.
Фото: facebook.com/lvivartgallery