Українська
English
Достопримечательности Украины
Достопримечательности Харьковской области
Достопримечательности Харьковского района
Достопримечательности Харькова
Найдено 58 достопримечательности
Харькова
Открыть карту
Доступно для
Параметры доступности
Памятник/монумент
Скульптура "Скрипач на крыше" была установлена на здании консерватории Харькова - памятнике архитектуры XIX века.
Автор композиции Сейфаддин Гурбанов. Прототипом "Скрипача" стал известный альтист Юрий Башмет., но образ считается собирательным, а памятник посвящен всем харьковским художникам, артистам и музыкантам - людям творческих профессий.
"Скрипач на крыше" стал символом премии "Народное признание" - "харьковского Оскара", который ежегодно присуждают в номинациях "Музыка", "Изобразительное искусство", "Литература", "Театр" и "Архитектура".
В 2017 году памятник был перенесен на крышу здания "Platinum Plaza" .
улица Сумская, 72 Харьков
Рейтинг
Добавить в избранное
Добавить к маршруту
Аквапарк
Харьковский аквапарк "Джунгли" - большой современный крытый аквапарк, интерьер которого стилизован под джунгли Южной Америки.
На 11 тысячах квадратных метрах площади, из которых 4 тысячи квадратных метров занимает зона водных развлечений, размещено 7 бассейнов (в том числе спортивный, волновой, круговой, гидромассажный, джакузи) с 11 водными аттракционами.
Водные горки различаются профилем желобов и крутизной изгибов. Суператтракционы: горка-центрифуга "Космическая дыра" (спираль диной 54 метра) и горка "Чёрная дыра" (16 метров скоростного спуска).
Круглый год поддерживается температурный режим в пределах 30-33 градуса при 65-70% влажности.
В комплекс также входит гостиница, ресторан, бары, сауна и массаж, солярий, бильярд, тир.
улица Киргизская, 19Б Харьков
Музей/галерея
Галерея АВЭК - одна из основных выставочных площадок Харькова.
Открыта в 2000 году в офисно-торговом центре Platinum Plaza при содействии благотворительного фонда АВЭК крупного харьковского бизнесмена Александра Фельдмана.
В галерее АВЭК неоднократно выставляли свои работы лучшие мастера Харькова. Отдельное место занимает проект "Диалог культур", в рамках которого проходили выставки: "Образы исчезнувшего мира", "Фундамент вечности", "Этническое разнообразие Украины", выставка работ Никаса Сафронова "Воспоминания детства. С любовью к Украине" и другие.
Во внутреннем дворике летом работает светомузыкальный фонтан. Здесь же установлены скульптурные композиции "Оркестр", "Семейство при деле" и "Увлеченный фотограф" (2008 год) известного израильского скульптора Франка Мейслера, а также "Глобус Харькова" ("Планета Харьков"; 2011 год) художника Николая Розенфельда.
Вход свободный.
улица Сумская, 70 Харьков
Памятник архитектуры
Комплекс зданий Дома государственной промышленности сооружён по инициативе Феликса Дзержинского, став ядром нового административного центра Харькова, бывшего тогда столицей Украины.
Это первая высотная железобетонная постройка в СССР (63 метра). Полезная площадь помещений составляет 60 тысяч квадратных метров. Здание выполнено по проекту группы ленинградских архитекторов в модном и передовом тогда стиле конструктивизма. Строительство под руководством инженера Павла Роттерта было закончено в рекордные сроки - за 3 года.
До 1934 года здесь размещался Совет Народных Комиссаров Украины. В 1955 году на крыше была установлена одна из первых в СССР телевизионных вышек высотой 45 метров. Сейчас в здании размещаются областные власти, офисы множества фирм.
В 5-м подъезде есть музей Госпрома, созданный в 1980-х годах при участии харьковского писателя Эдуарда Звоницкого.
Здание Госпрома признано памятником архитектуры национального значения - оно является крупнейшим в мире памятником конструктивизма.
РОССИЙСКО-УКРАИНСКАЯ ВОЙНА
Во время российского вторжения в Украину 1 марта 2022 года Майдан Свободы, на которой расположен комплекс Госпрома, подвергся атаке российскими ракетами "Калибр". Одна из них попала в историческое здание Харьковской областной государственной администрации, травмировала двадцать человек, унесла жизни десятерых. Были выбиты все окна и значительно повреждены, а местами полностью разрушены перекрытия.
7 сентября 2023 года ЮНЕСКО внесла Госпром в список объектов для усиленной защиты и в предварительный список Всемирного наследия.
2 января 2024 года здание Госпрома вторично получило сильные повреждения, когда российская ракета попала в дорогу рядом со зданием. Удар ракеты врага повредил остекление окон и витражей во всей северо-западной части здания Госпрома.
28 октября 2024 года здание Госпрома в очередной раз подверглось разрушениям. В результате прямого попадания управляемой авиационной бомбой ФАБ-500 в один из подъездов Госпрома во время воздушного обстрела Харькова, нанесенного российскими оккупантами, полностью разрушены 3 этажа здания.
площадь Свободы, 5 Харьков
Развлечения/досуг
Харьковский городской дельфинарий "Немо" открылся в саду имени Тараса Шевченко в 2009 году ко Дню защиты детей.
Здесь проходят театрально-сценические представления при участии морских животных, а также проводятся сеансы дельфинотерапии, являющейся эффективным методом оздоровления и реабилитации детей с функциональными ограничениями. В представлениях участвуют 4 дельфина, 3 морских котика и 1 морская львица. Посетителям также предлагается купание с дельфинами.
Дельфинарий работает в любую погоду, все зрительные места находятся под навесом.
улица Сумская, 35 (сад имени Шевченко) Харьков
Харьковская детская железная дорога "Малая Южная" расположена на территории Центрального парка культуры и отдыха и Лесопарка.
Первый поезд прошел по "Малой Южной" Харькова в 1940 году. Длина дороги - 3,6 километров. Изначально были построены две станции: "Парк" и "Лесопарк". К юбилею дороги в 2000 году была проведена реконструкция вокзала, путевого хозяйства и других сооружений. Также была построена платформа "Мемориал". Сейчас в эксплуатации находятся два тепловоза - ТУ2-054 и ТУ7А-3198, и два состава по шесть пассажирских вагонов в каждом.
Работает с мая по конец октября (в мае и сентябре-октябре - только по выходным).
улица Сумская, 81 Харьков
Старый корпус Харьковского университета построен в XVIII веке как дом генерал-губернатора.
Является самым старым в городе зданием в стиле классицизма. Харьковский университет размещался в губернаторском дворце с 1805 по 1958 год. Позже университет был перенесен в новые корпуса на майдан Свободы.
Сейчас помещение занимает Украинская инженерно-педагогическая академия.
улица Университетская, 16 Харьков
"Домом со шпилем" называют высотный жилой дом в центре Харькова в стиле "сталинского ампира".
Занимает целый квартал на углу площади Конституции. Построен в 1950-1954 годах по проекту архитектора Петра Арешкина для работников Харьковского турбинного завода.
Основная 7-этажная часть дома с 11-этажной башней увенчана шпилем, давшим название зданию.
По результатам голосования в 2008 году "Дом со шпилем" вошел в список "Семи чудес Харькова".
майдан Конституции, 2/2 Харьков
Ротонда фонтана "Зеркальная струя" в сквере Победы напротив Оперного театра считается визитной карточкой города.
Сооружена в 1947 году по проекту архитектора Викктора Коржа в честь Победы во Второй мировой войне.
До 1930 года на этом месте располагалась Мироносицкая церковь (1701 год), затем пустырь и троллейбусный парк. По легенде, решение о создании сквера с фонтаном было принято городскими властями после того, как побывавший в Харькове Никита Хрущев остался недоволен видом из окна обкома.
Первоначально фонтан-беседка называлась "Стеклянная струя". В 2007 году к 60-летию "Зеркальной струи" была проведена его реконструкция. Очередная реконструкция прошла осенью 2019 года.
улица Сумская, 28/2 Харьков
Харьковская подвесная канатная дорога проложена из Центрального парка культуры и отдыха (улица Сумская) до Ботанического сада (улица Отакара Яроша).
По ходу движения двухместные кабинки проезжают над Саржиным Яром, откуда открывается вид на Павлово Поле - один из старых районов Харькова. Здание посадочной станции "Павлово Поле", спроектированное архитектором Игорем Поповым, украшено мозаичным панно работы Виктора Савенкова.
Общая длина канатной дороги - 1385 метров, высота - до 26 метров. Время проезда в одну сторону - 18 минут.
улица Сумская, 81, ЦПКиО Харьков
Историческая местность
Майданом Архитекторов называют сквер в центре Харькова на пересечении улиц Пушкинской, Жен Мироносиц и Дарвина, возле станции метро имени архитектора Бекетова.
В 2009 году площадь была полностью реконструирована и превращена в своеобразный парк скульптуры. Проложены тротуары, разбиты газоны, установлены лавочки. В центре майдана установлен романтический Памятник влюбленным, созданный по эскизу, победившему в городском студенческом конкурсе.
Вокруг памятника расположены "Семь чудес Харькова" - беломраморные макеты лучших архитектурных сооружений города: Госпрома, Успенского Собора, памятника Тарасу Шевченко, Благовещенского собора, ротонды "Зеркальная Струя", "Дома со шпилем", Покровского собора.
улица Пушкинская, 39 Харьков
Майдан возник одновременно с Харьковской крепостью и до XIX века называлась Ярмарочной площадью (с 1659 года здесь проходила ежегодная Успенская ярмарка, ставшая к середине XIX века одной из крупнейших в стране).
Зимой площадь была излюбленным местом катания на санях. Со временем площадь получила название Николаевской в честь одноименной церкви, которая размещалась на ней.
В XIX веке на площади появились первые каменные здания. В частности, Дворянское собрание, возле которого стояли две пушки, когда-то находившиеся на вооружении Харьковской крепости (не сохранились). Напротив по проекту архитектора Алексея Бекетова были сооружены здания банков: Петербургского международного (дом 22; ныне Центральное отделение Ощадбанка), Волжско-Камского (дом 24; ныне Театр кукол), Московского купеческого (дом 26; ныне Дом техники) и Земельного (дом 28; ныне автотранспортный техникум).
В начале XX века застройку площади дополнила гостиница "Метрополь", многоквартирный жилой дом страхового общества "Россия" (дом 1/17; ныне Дворец труда), здание Азовско-Донского банка (дом 14; ныне "Укрбизнесбанк") и другие.
В 1919 году Николаевскую площадь назвали именем члена Харьковского подпольного обкома КП(б)У Мойсея Тевелева. В советские времена для прокладки трамвайного пути были снесены здание биржи и Николаевская церковь.
Во время Второй мировой войны многие здания были разрушены. После освобождения города харьковчане восстановили площадь, в частности бекетовские здания. Долгое время площадь носила имя революционера Тевелева, затем - Советской Украины. C 1996 года - майдан Конституции.
В 2012 году в центре майдана Конституции открыли Монумент в честь Независимости Украины, авторами которого являются харьковские скульпторы Александр Ридный и Анна Иванова.
2 марта 2022 года, во время боев за Харьков в ходе российско-украинской войны, площадь Конституции в Харькове была обстреляна российской армией. Сильные разрушения понес Дворец труда. Пострадали соседние с ним здания, в том числе прилегающий жилой дом, здание городского совета Харькова и другие.
майдан Конституции Харьков
Майдан Свободы в Харькове - центральная площадь города. Входит в двадцатку крупнейших площадей мира.
По легенде, на момент сооружения была самой большой площадью в Европе (11,9 гектаров), хотя на самом деле аналогичную площадь тогда уже имела Шахматная площадь в Бордо (12 гектаров), а площадь Куйбышева в Самаре с прилегающими скверами была даже больше (17,4 гектаров).
Площадь Свободы была сооружена в 1926-1928 годах как новый административный центр Харькова, бывшего тогда столицей Украины. Первоначально носила имя революционера Дзержинского, курировавшего строительство (считается, что он и был инициатором расчистки хаотичной застройки исторического центра Харькова).
С 1995 года площадь носит нынешнее название. Здесь часто проходят политические акции, яpмаpки, фестивали и концерты.
Во время российского вторжения в Украину 1 марта 2022 года Майдан Свободы подвергся атаке российскими ракетами "Калибр". Одна из них попала в историческое здание Харьковской областной государственной администрации, травмировала двадцать человек, унесла жизни десять. Были выбиты все окна и значительно повреждены, а местами полностью разрушены перекрытия. По предварительным оценкам специалистов, здание не подлежит восстановлению.
майдан Свободы Харьков
Нынешний Сергиевский майдан ниже Университетской горки, вдоль бывшего вала, образовалась в начале XVIII века как торговая площадь с лавками и харчевнями, на которой 4 раза в неделю проходили торги.
Назывся Базарной площадью или Лопанским базаром. В XIX веке на Лопанском базаре построили деревянный крытый толкучий рынок. В 1835 году все здания сгорели во время большого пожара. В середине XIX века началось строительство каменных торговых зданий, в частности Сергиевского ряда, названный в честь харьковского губернатора (площадь стали называть Сергиевской). В 1868 году вместо деревянной была построена каменная лестница, находившаяся на месте нынешней.
В 1875 году закончилось сооружение Ново-Сергиевского ряда, в котором в скором времени открылся городской музей. В 1890 году на месте сгоревшего Сергиевского ряда по проекту архитектора Альфреда Шпигеля построили двухэтажный Николаевский ряд. В 1898 году на берегу Лопани по проекту академика архитектуры Алексея Бекетова построили каменные магазины. В южной части площади находился "Гранд-отель".
В 1932 году площадь переименовали в Пролетарскую. После Второй мировой войны площадь была реконструирована. Вдоль берегов Лопани посажены деревья, разбит сквер с клумбами и газонами. Благоустроена Университетская горка и ее склоны, построена новая лестница.
В 2016 году площади возвращено историческое название - Сергиевский майдан.
майдан Сергиевская Харьков
Харьковский аэропорт вступил в строй в 1932 оду после завершения строительства аэродрома "Основа" и служебных зданий аэропорта.
В 1933 году ему было присвоено имя Павла Постышева. В 1936 году Харьковский аэропорт был признан лучшим аэропортом СССР. В довоенные годы - самостоятельная хозрасчетная единица непосредственно подчиненная Главному управлению гражданской авиации. Через аэропорт проходят воздушные дороги ведущие в Крым, Кавказ. Крупнейший пассажирский самолет тех лет - шестимоторный гигант П-124 (АНТ-20бис) производил, следуя в аэропорт Минеральные Воды, посадку в Харькове. В 1941 году на аэродроме была построена бетонная взлетно-посадочная полоса. С началом Второй мировой войны, личный состав аэропорта вошел в состав Киевской и Харьковской особых авиагрупп Гражданского Воздушного флота.
Существующий аэровокзал был сооружен в послевоенные годы по типовому проекту, разработанному московским НИИ "Аэропроект" в 1951 году (архитекторы Элькин, Крюков, Миткевич). Этот же проект был применен во Львове, Свердловске (ныне - Екатеринбург), Челябинске и других городах СССР. Строительство аэровокзала началось в 1951 году, а его открытие было приурочено к помпезному празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией. Внешне здание аэровокзала отличается повышенной парадностью, характерной для "сталинской" архитектуры 30-х - 50-х годов. Центральный вход украшает восьмиколонный портик с высоким парапетом сложного очертания. Над зданием возвышается изящная восьмигранная башенка со стройным шатром и шпилем, увенчанным золоченым венком. Интерьеры обильно оснащены лепными архитектурными деталями и росписями.
В 2010 году был открыт новый международный терминал "A", а старый - реконструирован и превращен в терминал по обслуживанию VIP-пассажиров.
улица Ромашкина,1 Харьков