Город Гайворон на берегу Южного Буга расположен в 70 километрах к юго-западу от Умани, в 40 километрах от трассы М-05 (Е-95) "Киев – Одесса".
Возник в в XVIII веке как казацкий зимовник. Название, скорее всего, происходит от украинского названия птицы грача – гайворон.
Впервые село Гайворон упоминается в 1752 году. Через год здесь была построена деревянная церковь Святого Иоанна Предтечи, а в 1889 году сооружен каменный храм, который был уничтожен при советской власти (восстановлен в наше время).
Развитие село связано со строительством в 1897 году Гайворонской узкоколейной железной дороги протяженностью 130 километров по маршруту Рудница – Гайворон – Голованевск (у ...
Город Гайворон на берегу Южного Буга расположен в 70 километрах к юго-западу от Умани, в 40 километрах от трассы М-05 (Е-95) "Киев – Одесса".
Возник в в XVIII веке как казацкий зимовник. Название, скорее всего, происходит от украинского названия птицы грача – гайворон.
Впервые село Гайворон упоминается в 1752 году. Через год здесь была построена деревянная церковь Святого Иоанна Предтечи, а в 1889 году сооружен каменный храм, который был уничтожен при советской власти (восстановлен в наше время).
Развитие село связано со строительством в 1897 году Гайворонской узкоколейной железной дороги протяженностью 130 километров по маршруту Рудница – Гайворон – Голованевск (установлен памятник – бельгийский паровоз МТ-202 1895 года, который считается самым старым локомотивом в Украине). С 1949 года Гайворон имеет статус города.
Сохранилась водяная мельница (XIX век) и здание железнодорожного вокзала (1897 год). Основная часть Гайворонской узкоколейки до сих пор действует, иногда для туристических групп по ней пускают состав в паровозом.
Місто Гайворон на березі Південного Бугу розташоване в 70 кілометрах на північний захід від Умані, в 40 кілометрах від траси М-05 (Е-95) "Київ – Одеса".
Виникло в XVIII сторіччі як козацький зимівник. Назва, швидше за все, походить від птаха гайворона (грака).
Вперше село Гайворон згадується в 1752 році. Через рік тут була збудована дерев'яна церква Святого Іоанна Предтечі, а в 1889 році споруджений кам'яний храм, який був знищений за радянської влади (відновлений в наш час).
Розвиток села пов'язаний з будівництвом в 1897 році Гайворонської вузькоколійної залізниці протяжністю 130 кілометрів за маршрутом Рудниця – Гайворон – Голованівськ (встановлено пам' ...
Місто Гайворон на березі Південного Бугу розташоване в 70 кілометрах на північний захід від Умані, в 40 кілометрах від траси М-05 (Е-95) "Київ – Одеса".
Виникло в XVIII сторіччі як козацький зимівник. Назва, швидше за все, походить від птаха гайворона (грака).
Вперше село Гайворон згадується в 1752 році. Через рік тут була збудована дерев'яна церква Святого Іоанна Предтечі, а в 1889 році споруджений кам'яний храм, який був знищений за радянської влади (відновлений в наш час).
Розвиток села пов'язаний з будівництвом в 1897 році Гайворонської вузькоколійної залізниці протяжністю 130 кілометрів за маршрутом Рудниця – Гайворон – Голованівськ (встановлено пам'ятник – бельгійський паротяг МТ-202 1895 року, що вважається найстарішим локомотивом в Україні). З 1949 року Гайворон має статус міста.
Зберігся водяний млин (XIX століття) та будівля залізничного вокзалу (1897 рік). Основна частина Гайворонської вузькоколійки донині діє, іноді для туристичних груп нею пускають потяг з паротягом.
Гайворонская узкоколейка
Развлечения/досуг
Гайворонская узкоколейная железная дорога - одна из немногих действующих узкоколеек в Украине. Построена в 1897 году как часть крупной сети узкоколеек, созданной на юге Украины Южным обществом подъездных путей.
Маршрут протяженностью 130 километров начинается в поселке Рудница, проходит через Бершадь, Гайворон и заканчивается в поселке Голованевск. Гайворонская узкоколейка является самой длинной в Европе.
Инфраструктура железной дороги включала вокзал, паровозне депо, локомотиворемонтный завод, ремонтные мастерские. С тех пор Гайворон сичтается столицей украинских узкоколеек.
Станция находится рядом с вокзалом обычной железной дороги, с другой стороны путей. Осуществляется регулярное пассажирское движение по всему маршруту (тепловозы ТУ-2). Под заказ туристических групп на маршрут может выйти старинный паровоз Гр-280.
Для популяризации и сохранения Гайворонской узкоколейки в 2021 году был создан фестиваль "GoodoK_Fest", который планируется проводить ежегодно.
Гайворонский краеведческий музей
Музей/галерея
Гайворонский краеведческий музей создан в 2005 году на основе материалов Музея железнодорожников, основанного еще в 1950-х годах и рассказывающего об истории Гайворонской железной дороги. Располагается в Центре культуры и досуга Гайворонского городского совета.
Более 2000 экспонатов представлены в 40 тематических экспозициях, посвященных природе, истории, культуре и искусству Гайворонщины, выдающимся личностям края.
Исторический отдел музея оформлен в виде настенных книг, освещающих историю Гайворонского края и Гайворонской железной дороги. Также представлена большая коллекция трипольской керамики.
В этнографическом отделе воспроизведен колорит украинского дома конца XIX – начала XX века. Интересными экспонатами являются действующий ткацкий станок, вышитые полотенца и рубашки, старинный сельскохозяйственный инвентарь.
Художественный отдел содержит произведения искусства выдающихся художников-земляков, в том числе 150 работ Николая Жиделева, выполненных в разнообразных художественных техниках и стилях. Также представлены картины народной художницы Наталии Шевчук и деревянные скульптуры мастера народного творчества Григория Пилипишина.
В 2024 году музей получил от латвийских партнеров уникальный узкоколейный локомотив серии ESU2a, который может работать мобильной электростанцией.
{{itemKey}} | {{itemValue}} |
---|---|
Область |
Кировоградская |