Українська
English
Достопримечательности Украины
Достопримечательности Харьковской области
Достопримечательности Харьковского района
Найдено 87 достопримечательности
Харьковского района
Открыть карту
Доступно для
Параметры доступности
Музей/галерея
Учебный центр "ЛандауЦентр" Харьковского национального университета имени Василия Каразина создан в 2014 году по инициативе университетской общественности и Ассоциации выпускников, преподавателей и друзей университета, как первая выставочная площадка интерактивной науки и научных открытий в Харькове.
Выставочный зал "ЛандауЦентра" представляет собой одну обширную лабораторию, в которой посетители смогут сами ставить опыты, работать с приборами и попробовать себя в роли ученых. Здесь можно опробовать воздушную пушку и порулить парусником, открывая законы физики; задуматься над созданием звуков, играя на фортепиано, в котором можно "видеть музыку"; можно увидеть самый большой в Восточной Европе "трансформатор Теслы", дающий разряды до полумиллиона вольт, "лестницу Якова", "комнату Эймса"; можно примерить очки, чтобы увидеть мир, которым его воспринимают люди с проблемами зрения, а также попытаться преодолеть препятствия и выполнить определенные задачи в кресле колесном.
"ЛандауЦентр" - это постоянная выставка уникальных экспонатов, созданных учеными университета, а также временные экспозиции, посвященные определенной тематике - физике, анатомии, оптике, математике и другому. Здесь проходят мероприятия интересной ботаники и зоологии, археологии, биомеханики, экспериментальной химии и физики, геометрии, астрономии, компьютерных наук, робототехники и даже филологии, психологии, народоведения и краеведения.
майдан Свободы, 6 Харьков
Рейтинг
Добавить в избранное
Добавить к маршруту
Люботинский краеведческий музей основан в городе Люботин Харьковской области в 1993 году по инициативе местных краеведов. Музей расположен в помещении центральной городской библиотеки.
Фонды музея насчитывают более 8 тысяч экспонатов, среди которых большая нумизматическая коллекция, иконы конца XIX века, старинная одежда, предметы быта и орудия труда конца XIX – начала ХХ века.
улица Слобожанская, 10 Люботин
Историческая местность
Майданом Архитекторов называют сквер в центре Харькова на пересечении улиц Пушкинской, Жен Мироносиц и Дарвина, возле станции метро имени архитектора Бекетова.
В 2009 году площадь была полностью реконструирована и превращена в своеобразный парк скульптуры. Проложены тротуары, разбиты газоны, установлены лавочки. В центре майдана установлен романтический Памятник влюбленным, созданный по эскизу, победившему в городском студенческом конкурсе.
Вокруг памятника расположены "Семь чудес Харькова" - беломраморные макеты лучших архитектурных сооружений города: Госпрома, Успенского Собора, памятника Тарасу Шевченко, Благовещенского собора, ротонды "Зеркальная Струя", "Дома со шпилем", Покровского собора.
улица Пушкинская, 39 Харьков
Майдан возник одновременно с Харьковской крепостью и до XIX века называлась Ярмарочной площадью (с 1659 года здесь проходила ежегодная Успенская ярмарка, ставшая к середине XIX века одной из крупнейших в стране).
Зимой площадь была излюбленным местом катания на санях. Со временем площадь получила название Николаевской в честь одноименной церкви, которая размещалась на ней.
В XIX веке на площади появились первые каменные здания. В частности, Дворянское собрание, возле которого стояли две пушки, когда-то находившиеся на вооружении Харьковской крепости (не сохранились). Напротив по проекту архитектора Алексея Бекетова были сооружены здания банков: Петербургского международного (дом 22; ныне Центральное отделение Ощадбанка), Волжско-Камского (дом 24; ныне Театр кукол), Московского купеческого (дом 26; ныне Дом техники) и Земельного (дом 28; ныне автотранспортный техникум).
В начале XX века застройку площади дополнила гостиница "Метрополь", многоквартирный жилой дом страхового общества "Россия" (дом 1/17; ныне Дворец труда), здание Азовско-Донского банка (дом 14; ныне "Укрбизнесбанк") и другие.
В 1919 году Николаевскую площадь назвали именем члена Харьковского подпольного обкома КП(б)У Мойсея Тевелева. В советские времена для прокладки трамвайного пути были снесены здание биржи и Николаевская церковь.
Во время Второй мировой войны многие здания были разрушены. После освобождения города харьковчане восстановили площадь, в частности бекетовские здания. Долгое время площадь носила имя революционера Тевелева, затем - Советской Украины. C 1996 года - майдан Конституции.
В 2012 году в центре майдана Конституции открыли Монумент в честь Независимости Украины, авторами которого являются харьковские скульпторы Александр Ридный и Анна Иванова.
2 марта 2022 года, во время боев за Харьков в ходе российско-украинской войны, площадь Конституции в Харькове была обстреляна российской армией. Сильные разрушения понес Дворец труда. Пострадали соседние с ним здания, в том числе прилегающий жилой дом, здание городского совета Харькова и другие.
майдан Конституции Харьков
Майдан Свободы в Харькове - центральная площадь города. Входит в двадцатку крупнейших площадей мира.
По легенде, на момент сооружения была самой большой площадью в Европе (11,9 гектаров), хотя на самом деле аналогичную площадь тогда уже имела Шахматная площадь в Бордо (12 гектаров), а площадь Куйбышева в Самаре с прилегающими скверами была даже больше (17,4 гектаров).
Площадь Свободы была сооружена в 1926-1928 годах как новый административный центр Харькова, бывшего тогда столицей Украины. Первоначально носила имя революционера Дзержинского, курировавшего строительство (считается, что он и был инициатором расчистки хаотичной застройки исторического центра Харькова).
С 1995 года площадь носит нынешнее название. Здесь часто проходят политические акции, яpмаpки, фестивали и концерты.
Во время российского вторжения в Украину 1 марта 2022 года Майдан Свободы подвергся атаке российскими ракетами "Калибр". Одна из них попала в историческое здание Харьковской областной государственной администрации, травмировала двадцать человек, унесла жизни десять. Были выбиты все окна и значительно повреждены, а местами полностью разрушены перекрытия. По предварительным оценкам специалистов, здание не подлежит восстановлению.
майдан Свободы Харьков
Нынешний Сергиевский майдан ниже Университетской горки, вдоль бывшего вала, образовалась в начале XVIII века как торговая площадь с лавками и харчевнями, на которой 4 раза в неделю проходили торги.
Назывся Базарной площадью или Лопанским базаром. В XIX веке на Лопанском базаре построили деревянный крытый толкучий рынок. В 1835 году все здания сгорели во время большого пожара. В середине XIX века началось строительство каменных торговых зданий, в частности Сергиевского ряда, названный в честь харьковского губернатора (площадь стали называть Сергиевской). В 1868 году вместо деревянной была построена каменная лестница, находившаяся на месте нынешней.
В 1875 году закончилось сооружение Ново-Сергиевского ряда, в котором в скором времени открылся городской музей. В 1890 году на месте сгоревшего Сергиевского ряда по проекту архитектора Альфреда Шпигеля построили двухэтажный Николаевский ряд. В 1898 году на берегу Лопани по проекту академика архитектуры Алексея Бекетова построили каменные магазины. В южной части площади находился "Гранд-отель".
В 1932 году площадь переименовали в Пролетарскую. После Второй мировой войны площадь была реконструирована. Вдоль берегов Лопани посажены деревья, разбит сквер с клумбами и газонами. Благоустроена Университетская горка и ее склоны, построена новая лестница.
В 2016 году площади возвращено историческое название - Сергиевский майдан.
майдан Сергиевская Харьков
Памятник архитектуры
Харьковский аэропорт вступил в строй в 1932 оду после завершения строительства аэродрома "Основа" и служебных зданий аэропорта.
В 1933 году ему было присвоено имя Павла Постышева. В 1936 году Харьковский аэропорт был признан лучшим аэропортом СССР. В довоенные годы - самостоятельная хозрасчетная единица непосредственно подчиненная Главному управлению гражданской авиации. Через аэропорт проходят воздушные дороги ведущие в Крым, Кавказ. Крупнейший пассажирский самолет тех лет - шестимоторный гигант П-124 (АНТ-20бис) производил, следуя в аэропорт Минеральные Воды, посадку в Харькове. В 1941 году на аэродроме была построена бетонная взлетно-посадочная полоса. С началом Второй мировой войны, личный состав аэропорта вошел в состав Киевской и Харьковской особых авиагрупп Гражданского Воздушного флота.
Существующий аэровокзал был сооружен в послевоенные годы по типовому проекту, разработанному московским НИИ "Аэропроект" в 1951 году (архитекторы Элькин, Крюков, Миткевич). Этот же проект был применен во Львове, Свердловске (ныне - Екатеринбург), Челябинске и других городах СССР. Строительство аэровокзала началось в 1951 году, а его открытие было приурочено к помпезному празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией. Внешне здание аэровокзала отличается повышенной парадностью, характерной для "сталинской" архитектуры 30-х - 50-х годов. Центральный вход украшает восьмиколонный портик с высоким парапетом сложного очертания. Над зданием возвышается изящная восьмигранная башенка со стройным шатром и шпилем, увенчанным золоченым венком. Интерьеры обильно оснащены лепными архитектурными деталями и росписями.
В 2010 году был открыт новый международный терминал "A", а старый - реконструирован и превращен в терминал по обслуживанию VIP-пассажиров.
улица Ромашкина,1 Харьков
Памятник/монумент
Самый большой в Харькове мемориальный комплекс открыт на северной окраине города в 1977 году в честь харьковчан, погибших во время Второй мировой войны.
Скульпторы Василий Агибалов, Яков Рык, Михаил Овсянкин, художник Сергей Светлоруков, архитекторы Игорь Алферов, Анатолий Максименко, Эрик Черкасов.
Посетителей встречают две стены со знамёнами и надписями на оборотной стороне. Лесная аллея ведёт к высокой скульптуре "Родины-матери", у подножия которой горит вечный огонь. Слева находится стена с барельефами, изображающими различные эпизоды обороны города. Несколько лет назад на площади был установлен деревянный крест, окружённый клумбами.
Харьковское шоссе Харьков
Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых посвящен пионеру харьковской авиации, летчику-авиаконструктору Степану Гризодубову и его дочери – выдающейся летчице, мировой рекордсменке Валентине Гризодубовой.
Музей открылся в 1970 году в трехкомнатной квартире, где с 1922 по 1965 год жил первый харьковский авиаконструктор Степан Гризодубов и прошла юность его дочери, летчицы Валентины Гризодубовой. В экспозиции музея представлено почти 5000 экспонатов основного фонда, мемориальные вещи семьи Гризодубовых и личные вещи других выдающихся людей авиации и космонавтики, летчиков, инженеров, ученых.
Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых является филиалом Музея знаменитых харьковчан.
улица Мироносицкая, 54Б, квартира 2 Харьков
Харьковский морской музей освещает историю мореплавания в моделях.
Экспозиция наглядно рассказывает о том, как строили и спускали на воду деревянные корабли, как были устроены военные корабля XVII века, как работали с орудиями на старинном паруснике, как доставали золото с затонувших галеонов.
В экспозиции представлены прекрасно выполненные модели кораблей, созданные на протяжении десятков лет. Также можно увидеть приборы навигации, факсимильные карты, гравюры, документы (частично из архивов королевского общества Великобритании), собственноручно написанные отважными путешевствениками.
улица Жен Мироносиц, 13 Харьков
Музей/галерея , Развлечения/досуг
Авиационный музей под открытым небом создан авиаторами-энтузиастами из Харьковского аэроклуба имени Валентины Гризодубовой.
На музейной площадке аэродрома "Коротыч" можно ознакомиться с историей и образцами самолетов Ан-2, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17 и Су-27, а также вертолетов Ми-1, Ми-2. Техника принадлежит Университету воздушных сил.
Кроме того, Харьковский аэроклуб проводит ознакомительные и тренировочные прыжки с парашютом (с десантным парашютом и в парашютной системе - "тандем"), полеты на самолетах и вертолетах.
Также проводятся соревнования (региональные, всеукраинские и другие) по парашютному, вертолетному и авиамодельному спорту.
улица Солнечная, 42 Коротыч
Музей археологии Харьковского национального университета имени Василия Каразина ведет свою историю с 1807 года, когда при университете был создан кабинет древностей.
В том же году в него поступили артефакты и раскопки Ольвии. Они легли в основу экспозиции Музея изящных искусств и древностей, созданного при университете в 1837 году. В начале XX века Археологический музей стал самостоятельным научным учреждением.
Современная экспозиция находится в Выставочном зале в Главном корпусе университета. Здесь представлены одни из самых больших в Украине коллекций предметов бронзового века, скифских времен, античного времени, черняховской и салтовской культур.
проспект Независимости, 4 Харьков
Музей Гната Хоткевича открыт в Высоком в 1995 году в доме, где известный писатель, историк и искусствовед провел последние 9 лет своей жизни. Эта усадьба была одним из неформальных культурных центров Слобожанщины. После ареста Хоткевича НКВД и его казни в 1938 году дом был конфискован советскими властями.
Создание музея произошло по инициативе дочери и жены художника – Галины и Платониды Хоткевич, которые в 1988 году приехали в Харьков после долгих лет эмиграции. Им удалось выкупить несколько комнат дома у новых владельцев и на площади в 50 квадратных метров открыть мемориальную комнату-музей Гната Хоткевича. Одновременно вся территория усадьбы Хоткевичей была включена в государственный реестр памятников истории и культуры Украины. С 2005 года комната-музей Гната Хоткевича является филиалом Харьковского литературного музея.
Экспозиция музея воспроизводит образ писателя, историка, искусствоведа. В ней представлены редкие документы, рукописи, письма, фотографии, книги, концертные афиши, музыкальные инструменты, ноты, прижизненные издания книг Хоткевича, переводы произведений европейских авторов на украинский язык. Постоянная выставка "Гнат Хоткевич – художник" представляет цикл его живописных работ, созданных в 1908-1909 годах на Гуцульщине.
Планируется реконструкция усадьбы Хоткевичей с возвращением ей первоначального облика.
улица Василия Стуса, 10 Высокий
Памятник архитектуры , Музей/галерея
Музей знаменитых харьковчан имени Клавдии Шульженко был основан в 1996 году по инициативе родственника певицы Бориса Агафонова на базе квартиры, где Клавдия Шульженко проживала с 1959 по 1974 год. Здание музея является памяткой архитектуры ХХ века.
Коллекция музея собиралась с участием сына певицы Игоря Кемпер-Шульженко. В одной из комнат воспроизведен интерьер дома Клавдии Шульженко – здесь можно увидеть личные вещи, мебель, посуду певицы. Экспонаты трех других залов рассказывают о жизненном и творческом пути легенды эстрады. Экспонируются издания произведений Клавдии Шульженко, рукописи, ноты, письма, программы концертов, афиши, многочисленные редкие фотографии семейного альбома, личные мемориальные вещи, концертные платья, в которых выступала артистка.
В экспозиции музея есть специальные тематические выставки, посвященные жизни и творчеству Леонида Быкова, Ирины Бугримовой, Людмилы Гурченко, Исаака Дунаевского, Анатолия Эфроса, Владимира Крайнева, Леся Курбаса, Евгении Мирошниченко, Вадима Мулермана, Натальи Фатеевой и многих других, составляющих славу творческих деятелей Харькова.
Филиалом музея знаменитых харьковчан имени Клавдии Шульженко является Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых.
переулок Селищный, 1 Харьков
Музей истории и железнодорожной техники Харьковской железной дороги (бывшая Южная) основан в 1967 году, полностью реконструирован в 2014 году к 140-летнему юбилею Харьковской железной дороги.
Размещается в реконструированном здании товарного склада 1950-х годов. Представлено три основные экспозиции: "Зеленый зал" (дореволюционный период строительства и становления Курско-Харьковско-Азовской дороги), "Красный зал" (советский период развития Южной железной дороги (теперь - Харьковская железная дорога) и "Синий зал" (история развития во времена независимой Украины).
В музее собрано множество старинных и редких экспонатов, уникальные документы и фотоснимки, макеты подвижного состава.
Представлен макет маршрута скоростного "Столичного экспресса Харьков - Киев", который с точностью воссоздает не только сам поезд, но и железнодорожный участок с копиями зданий вокзалов Киева, Харькова, Полтавы-Киевской и Миргорода. На макете функционирует система автоматической централизации со светофорами, стрелочными переводами и железнодорожным переездом, а поезд отправляется и делает остановки под музыку и объявления дикторов.
На открытой площадке представлены старинные паровозы и другая ретро-техника.
улица Евгения Котляра, 15В Харьков